Rambler's Top100

 

 



Главная --> Содержание номера (апрель 2008 г.) -->МТЗ

В ГОСТЯХ У ГЛАВНОГО

 

МТЗ. ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
Каждый десятый колёсный трактор в мире сделан в Белоруссии

 

На вопросы журнала «Союзное государство» отвечает генеральный директор ПО «МТЗ» — генеральный директор РУП «МТЗ» Александр Пуховой

 

— Александр Алексеевич, сразу после 20 марта 2002 года, когда Указом Президента Республики Беларусь вы были назначены генеральным директором ПО «МТЗ», вы заявили, что Минский тракторный завод должен остаться центром мирового тракторостроения. Более чем смелое заявление, ведь к тому времени на складах завода накопилось свыше 3,2 тысячи нереализованных тракторов — больше трехмесячного объема производства, а бартерные сделки составляли свыше 90 % от объемов реализации. Однако прошло всего несколько лет, и ситуация изменилась в корне: объемы производства, равно как и продаж, стремительно выросли, а в последние годы в мире каждый десятый выпускаемый колесный трактор — белорусский. Минский тракторный завод в условиях все более жесткой конкуренции не просто не уступает своего сегмента мирового рынка, но и достаточно уверенно расширяет объемы и направления экспорта.
Каким образом возглавленному вами коллективу удалось совершить такое чудо?

— Никакого чуда не было — была напряженная работа. Прежде всего, мы сразу определили основные приоритеты и выработали программу на 2002–2010 годы по выходу завода из кризисной ситуации. Ориентируясь на мировые тенденции в тракторостроении, мы поставили целью наращивать долю производства дорогостоящих, но эффективных и быстроокупаемых в сельском хозяйстве энергонасыщенных тракторов, не собираясь при этом снимать с производства старые, но проверенные модели, если на них будет спрос. Перед маркетингом была поставлена задача научиться продавать свою продукцию, выстраивая четкую схему продвижения товара на внешних рынках и ликвидируя лишние звенья посреднических услуг. В итоге уже в ближайшее время наметилась устойчивая тенденция к снижению запасов готовой продукции на складах, заметно снизился процент бартерных сделок.

Подписывая указ о мерах поддержки МТЗ, призванный дать предприятию «второе дыхание», Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что «сельскохозяйственное машиностроение — это один из государственных приоритетов, который способствует обеспечению продовольственной, а значит, и государственной безопасности». Поддерживая своё крупнейшее предприятие, руководство республики ориентировалось не только на финансовую помощь, выражавшуюся в реструктуризации задолженностей завода. Во главу угла сразу, изначально была поставлена необходимость сделать самое крупное производство Беларуси эффективным, передовым с точки зрения организации труда и применения новейших технологий.

В результате уже в 2004 году мы на два года опережали прогнозы своей же антикризисной программы, а в декабре следующего года Глава белорусского государства поздравил коллектив работников ПО «Минский тракторный завод» с настоящей трудовой победой — выпуском в 2005 году сорокатысячного трактора «Беларус» и отметил, что продукция производственного объединения по праву пользуется заслуженным спросом на мировом рынке, и это результат высокого профессионализма, ответственного, творческого, инициативного труда всего коллектива.

Последние два года объем товарной продукции МТЗ превышает миллиард долларов США. С конвейера завода ежесуточно сходит около 250 тракторов, одновременно находится на сборке более 60 моделей и модификаций машин.

Производственное объединение «Минский тракторный завод» сегодня — это промышленный гигант, который включает в себя одиннадцать предприятий республики. На головном заводе работает более 24 тысяч человек, по сравнению с 18 тысячами в 2002 году, при этом выработка на одного работающего по сравнению с тем периодом практически удвоилась. МТЗ является одним из крупнейших производителей тракторной техники в мире и абсолютным лидером в производстве тракторов среди стран СНГ, единственным предприятием на постсоветском пространстве, сохранившим свой производственный потенциал. Удельный вес тракторов «Беларус» в общем выпуске колесных тракторов заводами СНГ в 2007 году составил 87 %.

Согласно нашим планам, кардинальная модернизация производства на 2005–2011 годы предусматривает объем инвестиций на уровне 680 млн. долларов, из них только 70 млн. — заемных. При этом мы отказались от точечной реконструкции: серьезный эффект может дать лишь полное обновление технологии. В прошлом году мы заключили контракт на 65 млн. евро на поставку комплекта оборудования для выпуска валов и шестерен — оснащенное им производство будет по всем показателям не хуже, чем, скажем, на «Джон Дир».

— Минский тракторный завод всерьез намерен конкурировать и даже бороться за лидерство с ведущими мировыми производителями тракторной техники?
— Огромный производственный и экспортный потенциал позволяет предприятию на равных конкурировать со всеми известными грандами мирового тракторостроения — АГКО, «Джон Дир», «Клаас», «Нью Холланд». Скептики могут воспринимать это с улыбкой, тем не менее, мы успешно догоняем «Джон Дир» не только по объемам продаж, но и по техническому уровню машин. Уже сегодня есть модели трактора «Беларус», цены на которые практически равны аналогам «Джон Дир», хотя, если брать в среднем по линейке энергонасыщенных тракторов, наши цены пока на 10–15 % ниже.

Если говорить о конструктивной составляющей, то одним из наиболее перспективных направлений в мировом тракторостроении стал переход на бесступенчатые трансмиссии. Здесь пока лидирует «Джон Дир», но уже в ближайшее время мы намерены представить модель трактора, которая может стать неприятным сюрпризом для наших конкурентов. Не буду пока говорить о деталях, скажу одно: в своей разработке мы полностью ушли как от механики, так и от гидравлики.

Особое значение в новых разработках принадлежит научному обеспечению. Вместе с Национальной академией наук Беларуси МТЗ реализует Государственную программу «Белавтотракторостроение». На предприятии работают четыре кафедры университетов, где готовят молодых специалистов.

— Что ж, перспективы заманчивые. А какую продукцию мирового уровня МТЗ может предложить покупателю уже сегодня?
— В производственной программе ПО «МТЗ» — мотоблоки, малогабаритные тракторы мощностью до 60 л. с. для обеспечения механизации работ в малых и индивидуальных хозяйствах, универсально-пропашные тракторы и тракторы специального назначения мощностью 60–130 л. с., тракторы общего назначения высокой мощности от 150 до 300 л. с., лесные, коммунальные машины, погрузчики.

Широкая универсальность тракторов «Беларус» позволяет эффективно использовать их круглый год в различных климатических зонах. Основной удельный вес в объеме производства занимают тракторы, предназначенные для выполнения всего комплекса работ в сельскохозяйственном производстве: пахота, культивация, предпосевная обработка, посев, внесение удобрений, междурядная обработка, кошение трав, уборочные работы и так далее.

Пользуются устойчивым спросом модели тракторов мощностью 80 л. с. «Беларус-80.1 / 82.1», сотни тысяч их разошлось по всему миру. Они модернизированы с установкой переднего ведущего моста повышенной несущей способности, гидрообъемного рулевого управления, обновлен их дизайн с применением стеклопластиковых капота, крыльев и крыши кабины.
Для стран Африки и Юго-Восточной Азии предлагается конструкция упрощенного и удешевленного трактора мощностью 50–90 л. с. На европейском рынке значительно повысились требования к дизайну и эргономике тракторов. Покупатели запрашивают улучшенную отделку интерьера кабины, кондиционер, дистанционные приводы, наличие реверсивного поста управления. Все это обусловило разработку и внедрение в производство в кратчайшие сроки тракторов нового поколения «Беларус-923 / 922 / 1222». Наращивается и производство трактора-труженика «Беларус-1221» мощностью 130 л. с. Эта модель заслужила популярность благодаря своей мощности и простоте. По экономичности при выполнении сельхозработ она не имеет аналогов в своем классе.

Наши главные приоритеты на сегодня в разработке и производстве колесных тракторов — производ­ство продукции повышенного технического уровня с обновленным интерьером и внешней облицовкой, с мощностью двигателя 65–105 л. с. Еще одна важная задача — установка на тракторы двигателей, соответствующих экологическим требованиям TIER-2 и TIER-3А.
Уже сертифицированы тракторы «Беларус» с двигателями, соответствующими требованиям TIER-3A
мощностью свыше 130 л. с., — «Беларус-1221.4 / 1222.4 / 1523.4 / 2022.4», и тракторы мощностью 30 л. с. — «Беларус-320.3», а в июне нынешнего года планируется сертифицировать тракторы в мощностном диапазоне 80–105 л. с., соответствующие требованиям TIER-3A.

— Насколько уверенно удерживает МТЗ свой самый емкий рынок — российский? Нет ли в перспективе опасности, что на рынке России «Беларуса» могут потеснить импортные, в том числе подержанные, тракторы?
— Сегодня поставки нашей продукции осуществляются по трем основным направлениям: в Российскую Федерацию, в другие страны СНГ и в страны дальнего зарубежья. Для Минского тракторного завода Российская Федерация была и остается главным стратегическим партнером. Удельный вес России в экспорте тракторов МТЗ за 2007 год составил порядка 38 % при увеличении объема поставок по сравнению с прошлым годом более чем на 30 %.

Для стабилизации рынка, увеличения объемов реализации и продвижения продукции предприятия в Москве открыто и работает Представительство Минского тракторного завода в Российской Федерации. В России в каждом федеральном округе созданы Торговые дома — совместные предприятия с контрольными долями уставного капитала, принадлежащими МТЗ, и сегодня поставка его продукции на российский рынок производится исключительно через них. Каждый Торговый дом, реализующий тракторы, обеспечивает их гарантийное и послегарантийное обслуживание. Дилерская сеть Торговых домов в Российской Федерации насчитывает около ста организаций практически во всех регионах.

На территории России функционируют два сборочных производства — ОАО «ПО ЕлАЗ» (г. Елабуга) и ОАО «Сарэкс» (г. Саранск).
Чтобы выработать единый механизм обеспечения запасными частями российских потребителей, Минский тракторный завод создал в Подмосковье ЗАО «ЦАСК МТЗ-Запчасть-Сервис» по поставкам запасных частей в Российскую Федерацию.

Что касается перспектив, то, согласно нашим аналитическим исследованиям, рынок России характеризуется положительной динамикой таких показателей, как «производство», «емкость», и в то же время — отрицательной динамикой по показателю «парк». Если в 1990 году парк тракторов в России составлял более миллиона штук, то сегодня — полмиллиона, притом что срок службы двух третей парка составляет более 20 лет при норме 10 лет. Обеспеченность посевных работ исправными тракторами составляет 5–6 машин на 1000 га пашни — это 65 % от нормы. Представьте, какими темпами нам необходимо наращивать производство, чтобы удовлетворить потребности только российского рынка. А в Украине и в других странах СНГ ситуация еще хуже. И мы никому не собираемся уступать эти рынки. Кстати, все западные производители реализовали за прошлый год в России порядка 1,5 тысячи тракторов (включая подержанные), мы — более 16 тысяч.

— Минские тракторы производятся при участии российских смежников. Расскажите, пожалуйста, как и насколько эффективно сотрудничаете с российскими коллегами?
— Доля российской продукции в составе серийных тракторов «Беларус» составляет около 10 %. С российскими заводами РУП «МТЗ» связывают давние партнерские отношения. Начавшийся в последние годы общий подъем российской промышленности позволяет нам плодотворно сотрудничать как экономически, так и технически.

Основными российскими поставщиками РУП «МТЗ» являются оренбургское ОАО «Радиатор» (годовой объем 258,1 млн. российских рублей), елецкое ОАО «Елецгидроагрегат» (101,9 млн.), волгоградский ВЗТДиН (88,8 млн.).

Тесно сотрудничаем по кооперации, получая высокотехнологичные сборочные узлы для наших тракторов, с Елабужским автомобильным заводом и СААЗ АМО ЗИЛ в Смоленске. В 2007 году объем поставок комплектующих с этими предприятиями составил более 290 млн. российских рублей, а в 2008 году мы планируем довести его до 1,2 млрд. российских рублей.

— Видимо, нелегко руководить более чем двадцатитысячным коллективом. Притом что на любом производстве человеческий фактор был и остается главным. Каковы основные критерии вашей кадровой политики? И насколько престижно и денежно работать на Минском тракторном заводе?
— Учитывая современную реальность нашего предприятия — постоянное наращивание объемов производства, освоение и выпуск нового модельного ряда машин, совершенствование технологических процессов производства, высокие темпы компьютеризации — вопрос подготовки, сохранения высококвалифицированных работников и привлечение молодых кадров является не просто основой кадровой политики на РУП «МТЗ», это одна из главнейших составляющих всей нашей работы.
Только на головном предприятии сегодня работает порядка 24,6 тысячи человек, из них более 19 тысяч — рабочие, около 5,5 тысячи — служащие (из них, в свою очередь, 2 тысячи руководителей всех уровней). На РУП «МТЗ» высшее образование имеют 15,7 % от общего числа работающих, среднее специальное — 19,8 %, среднее и профессионально-техническое — 58,6 %. На заводе работают 10 кандидатов и 2 доктора наук.

На предприятии постоянно проводится обновление кадров, замена работников пенсионного возраста молодыми кадрами с более высоким уровнем квалификации. За счет приема молодых рабочих и специалистов число молодежи в возрасте 16–30 лет только в истекшем 2007 году увеличилось на 6,2 %, а средний возраст тракторозаводцев составил 38,7 года (в 2000 году — 44,5 года).

Каков, образно говоря, наш «социальный пакет» по закреплению высококвалифицированных кадров? Это, прежде всего, подбор рабочих, специалистов, руководителей и других служащих с учетом их профессиональных качеств методом профессионального тестирования, рациональное использование кадров и достойная мотивация их труда, моральное и материальное стимулирование кадров и четкая система их карьерного роста и, конечно, постоянное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Успешная и стабильная работа позволила МТЗ выйти на ведущее место по оплате труда среди промышленных предприятий Беларуси. Сегодня на минском рынке труда считается престижным получить работу на МТЗ, так что у нас есть реальная возможность отбора лучших рабочих и специалистов.

— Для многих крупных предприятий, завоевавших нелегким трудом высокий авторитет своей продукции, достаточно болезненна проблема контрафакта, когда мелкие, не обладающие необходимой производственной базой фирмы «штампуют» заведомо некачественные запчасти и без зазрения совести ставят на них известную марку. А в итоге предприятие не только терпит убытки — у потребителей совершенно незаслуженно падает авторитет его товарной марки.
Насколько актуальна такая проблема для МТЗ, насколько быстро можно обнаружить подмену оригинальных запчастей контрафактными, и как руководство завода намерено бороться с этой напастью?

— Действительно, проблема такая есть. Между тем распознать контрафакт, причем практически сразу, нашим специалистам, как и торговым представителям, не составит большого труда. На РУП «МТЗ» разработана и действует инструкция «Маркировка деталей и сборочных единиц тракторов «Беларус» — по маркировке деталей и узлов комбинацией цифр, выполненных спецшрифтом и на спецоборудовании собственного изготовления. Информация по маркировке заносится в заводскую базу, а номера всех крупных узлов и наиболее ценных покупных комплектующих вносятся в паспорт сборки трактора, что позволяет прямо на месте безошибочно установить факт подмены. К примеру, в МЦ-5 изготавливаются валы для ПВМ (передний ведущий мост), которые пользуются повышенным спросом. Когда возникли проблемы с качеством данной продукции, выяснилось, что изделия были изготовлены не на РУП «МТЗ», — это показала спецмаркировка. Аналогично обстоит дело и с другими деталями и узлами.

Конечно, оставлять без реагирования любой подобный факт руководство завода не собирается. И все-таки наиболее результативное противодействие этому видится, с одной стороны, в своевременном насыщении рынка оригинальными запчастями, а с другой — в профилактической работе, проводимой нашей службой маркетинга и нашими торговыми представителями. Покупателю можно доходчиво объяснить, что, приобретая контрафактную деталь и, допустим, где-то выигрывая по цене и по времени, он теряет намного больше, ведь некачественная запчасть ускоряет износ всего трактора. То есть здесь для потребителя гоняться за дешевизной — в итоге будет себе дороже.

— Александр Алексеевич, насколько амбициозны, в хорошем смысле, ближайшие планы Минского тракторного завода? Иначе говоря, каким образом намерены производить лучше и продавать больше?
— Несмотря на усиление конкуренции, ПО «Минский тракторный завод» в качестве своих приоритетных задач на 2008 год определил дальнейшее увеличение доли тракторов «Беларус» в продажах на мировом рынке и совершенствование товаропроводящей сети. При этом главным направлением нашего экспорта остается Россия.
Мы намерены выпустить в 2008 году порядка 66 тысяч тракторов и машин, в том числе на экспорт — более 59 тысяч штук, или 89,5 % от общего количества. Изменится в 2008 году по сравнению с 2007 годом и структура поставляемых тракторов и машин — в сторону увеличения доли энергона­сыщенных тракторов (серии 1200, 1500, 2000, 3000, их планируется произвести более 9 тысяч), тракторов, соответствующих экологическим стандартам Евро-3А, а также новых моделей и тракторов, производимых с использованием новых технологий.

Необходимо больше использовать возможности сборочного производства тракторов «Беларус» за рубежом, увеличивать поставки тракторокомплектов в страны СНГ и дальнего зарубежья. В странах, где существует собственная товаропроводящая сеть ПО «МТЗ», особенно актуально, наряду с увеличением продаж, совершенствование гарантийного и послегарантийного обслуживания реализованной техники — аттестация технических центров, занимающихся реализацией и сервисным обслуживанием тракторов «Беларус», и создание на их базе фирменной сервисной сети.

Но главным залогом новых достижений, безусловно, должно стать качество наших тракторов, их соответствие самым высоким мировым требованиям. МТЗ не может отставать ни на день в развитии новейших производственных технологий.

«СГ»


 

Курсы валют ЦБ РФ

 

Информеры - курсы валют

Погода в столицах